"Там, где дом твой, снега всё укрыли, Под стеклом льда болота, озёра. Так должно быть." Grzegorz Ciechowski
У нас сегодня состоялась научно-практическая конференция. Я выступала с докладом на тему реставрации картины П.И. Петровичева "Цветущие азалии"
Ниже хочу привести текст этой презентации, спрячу по тэг, чтобы не мешалось размерами. А для остальных фоточка.

Ниже хочу привести текст этой презентации, спрячу по тэг, чтобы не мешалось размерами. А для остальных фоточка.

Реставрация картины

По каталожным данным «Натюрморт. Цветущие азалии», картина числится написанной Петром Ивановичем Петровичевым в первой половине 20 века. «Азалии» поступили на реставрацию из «Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени».
Петровичев П.И.

Петр Иванович Петровичев родился 6 декабря 1874 года в селе Высоково Ярославской губернии. Способности к рисованию проявились у мальчика еще в раннем детстве. Отец поддержал сына и отправил его в школу при Ростовском Музее Церковных древностей. В этом музее Петровичев проработает с 1890 по 1892 год. Именно тогда и определится основное занятие жизни художника. В период работы в музее Петровичев получает необходимые начальные навыки художественного мастерства. В это время он знакомится с В.В. Верещагиным. По его совету начинающий художник отправляется в Москву, чтобы продолжить образование.
В 1892 году Петровичев поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он учится под руководством В.А. Серова и И.И. Левитана. Левитан оказал значительное влияние на формирование мировоззрения юноши, на его творческую манеру.

Когда в 1900 году Левитана не стало, новым руководителем Петровичева стал Серов.
Петровичев окончил училище в 1903 году. По окончании этого учебного заведения он получил звание «классного художника» и большую серебряную медаль.
В выставках Товарищества Передвижных Художественных Выставок художник начинает принимать участие с 1904 года. Именно в это время к Петровичеву и приходит настоящая известность. Картины художника имеют успех, они приобретаются П.М. Третьяковым.

В 1911 году Петровичев становится членом выше названной организации.
Первая персональная выставка картин Петровичева состоялась в 1917 году. На ней были представлены полотна, созданные в течение двадцати лет. Критики отмечали, что со временем его пейзажи стали более обобщенными.
В целом тематика работ художника практически не менялась в течение всего его творческого пути. Петровичева всегда привлекали предметы русской старины: древние города, памятники архитектуры. Натюрморты и пейзажи, написанные Петровичевым, выделялись среди подобных картин особой плотностью красочного слоя, материальностью, иногда художник использовал мастихин. Его лучшие работы пронизаны радостью жизни, счастьем бытия.

С 1937 по 1943 год Петровичев преподает рисунок и живопись в Московском областном художественном училище памяти 1905 года. В военное время художник активно работал в тылу, за что получил награду «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
В 1944 году состоялась выставка картин, на которой экспонировалось 147 полотен художника.
П. И. Петровичев умер 4 января 1947 года в Москве.
Цветы в творчестве Петра Ивановича встречаются не так часто. Он пишет в основном пейзажи.

Но те цветы и натюрморты, которые мы можем видеть, сразу приковывают к ним внимание. Пастозные мазки свободно лежат на холсте, создавая цветовую вибрацию и открывая всё богатство палитры художника. Сохранение произведений живописца важно для Отечественного культурного наследия.

Картина поступила на реставрацию в аварийном состоянии. Холст состарился, утратил эластичность и прочность, стал жестким. Первоначальная слабая натяжка холста и сильная нагрузка пастозной живописи привели к общему провисанию основы. Результатом перепадов ТВР стали устойчивые волнообразные деформации по всей поверхности картины. Наблюдалось расслоение красочного слоя. Жесткий кракелюр с приподнятыми краями грозил осыпями. В процессе бытования формат картины был изменен (отсутствуют кромки, красочный слой загнут на планки подрамника). Плотное загрязнение в виде копоти и пыли, спаявшееся с тонким лаком затемнило колорит картины.

Особую сложность представляло скопление грязи в фактуре живописи и мушиные засиды по всей поверхности.



Когда проводился демонтаж картины с авторского подрамника, то за планками подрамника обнаружился плотный слой загрязнений, представлявший собой комки пыли, личинки, хитиновые панцири клопов и мушиные засиды. Картина нуждалась в безотлагательной рестарации.
Процесс реставрации.

До реставрации был проведен комплекс исследований. Далее мы смогли приступить к демонтажу картины и закреплению ее на рабочем подрамнике. После чего было выполненное незамедлительное антисептирование авторского подрамника и холста. Самую главную сложность для нас представляло устранение расслоений живописи. Необходимо было подобрать методику, которая совмещала в себе щадящее действие и эффективность при не дублировании основы. В настоящее время в таких случаях применяют различные дисперсии с синтетическими компонентами. Но нам не хотелось сразу в музейную вещь использовать синтетику. Существует еще методика, разработанная реставраторами ВХНРЦ им. Грабаря, по которой укрепление проводится на акрил - фисташковый лак. Но этот метод тоже не совсем нам подходил, т.к. живопись очень пастозная и толщина отслоений достаточно большая. Мы решили использовать комбинированный способ из нескольких традиционных методик.

На рабочий участок наносился раствор бычьей желчи с водой (2:1) с экспозицией в 5 минут. После чего участок обрабатывался пиненом. Затем по рисунку кракелюра и торцам приподнятых чешуек и расслоений наносилась лавандовая эссенция с экспозицией 5-10 минут.


После чего мы делали профилактическую заклейку микалентной бумагой на осетровый клей. Постепенно теплым компрессом мы добивались эластичности красочного слоя. Когда необходимый эффект был достигнут, можно было начинать укладку приподнятых краев кракелюра электрошпателем.

В расслоения же сначала подводилась лавандовая эссенция, а затем осетровый клей. После чего после чего участок притирался фторопластовым шпателем.

После полного высушивания микалентной бумаги, ставился груз через фланелевую ткань на 12 часов.
Данный способ дал положительный результат: красочный слой укреплен, края кракелюра уложены, достигнута целостность в структуре картины.
Далее планируется натяжка картины на авторский подрамник, удаление поверхностных загрязнений, покрытие лаком и возвращение в экспозицию музея.

Реставрация картины «Цветущие азалии»

По каталожным данным «Натюрморт. Цветущие азалии», картина числится написанной Петром Ивановичем Петровичевым в первой половине 20 века. «Азалии» поступили на реставрацию из «Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени».
Петровичев П.И.

Петр Иванович Петровичев родился 6 декабря 1874 года в селе Высоково Ярославской губернии. Способности к рисованию проявились у мальчика еще в раннем детстве. Отец поддержал сына и отправил его в школу при Ростовском Музее Церковных древностей. В этом музее Петровичев проработает с 1890 по 1892 год. Именно тогда и определится основное занятие жизни художника. В период работы в музее Петровичев получает необходимые начальные навыки художественного мастерства. В это время он знакомится с В.В. Верещагиным. По его совету начинающий художник отправляется в Москву, чтобы продолжить образование.
В 1892 году Петровичев поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он учится под руководством В.А. Серова и И.И. Левитана. Левитан оказал значительное влияние на формирование мировоззрения юноши, на его творческую манеру.

Когда в 1900 году Левитана не стало, новым руководителем Петровичева стал Серов.
Петровичев окончил училище в 1903 году. По окончании этого учебного заведения он получил звание «классного художника» и большую серебряную медаль.
В выставках Товарищества Передвижных Художественных Выставок художник начинает принимать участие с 1904 года. Именно в это время к Петровичеву и приходит настоящая известность. Картины художника имеют успех, они приобретаются П.М. Третьяковым.

В 1911 году Петровичев становится членом выше названной организации.
Первая персональная выставка картин Петровичева состоялась в 1917 году. На ней были представлены полотна, созданные в течение двадцати лет. Критики отмечали, что со временем его пейзажи стали более обобщенными.
В целом тематика работ художника практически не менялась в течение всего его творческого пути. Петровичева всегда привлекали предметы русской старины: древние города, памятники архитектуры. Натюрморты и пейзажи, написанные Петровичевым, выделялись среди подобных картин особой плотностью красочного слоя, материальностью, иногда художник использовал мастихин. Его лучшие работы пронизаны радостью жизни, счастьем бытия.

С 1937 по 1943 год Петровичев преподает рисунок и живопись в Московском областном художественном училище памяти 1905 года. В военное время художник активно работал в тылу, за что получил награду «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
В 1944 году состоялась выставка картин, на которой экспонировалось 147 полотен художника.
П. И. Петровичев умер 4 января 1947 года в Москве.
Цветы в творчестве Петра Ивановича встречаются не так часто. Он пишет в основном пейзажи.

Но те цветы и натюрморты, которые мы можем видеть, сразу приковывают к ним внимание. Пастозные мазки свободно лежат на холсте, создавая цветовую вибрацию и открывая всё богатство палитры художника. Сохранение произведений живописца важно для Отечественного культурного наследия.

Картина поступила на реставрацию в аварийном состоянии. Холст состарился, утратил эластичность и прочность, стал жестким. Первоначальная слабая натяжка холста и сильная нагрузка пастозной живописи привели к общему провисанию основы. Результатом перепадов ТВР стали устойчивые волнообразные деформации по всей поверхности картины. Наблюдалось расслоение красочного слоя. Жесткий кракелюр с приподнятыми краями грозил осыпями. В процессе бытования формат картины был изменен (отсутствуют кромки, красочный слой загнут на планки подрамника). Плотное загрязнение в виде копоти и пыли, спаявшееся с тонким лаком затемнило колорит картины.


Особую сложность представляло скопление грязи в фактуре живописи и мушиные засиды по всей поверхности.



Когда проводился демонтаж картины с авторского подрамника, то за планками подрамника обнаружился плотный слой загрязнений, представлявший собой комки пыли, личинки, хитиновые панцири клопов и мушиные засиды. Картина нуждалась в безотлагательной рестарации.
Процесс реставрации.

До реставрации был проведен комплекс исследований. Далее мы смогли приступить к демонтажу картины и закреплению ее на рабочем подрамнике. После чего было выполненное незамедлительное антисептирование авторского подрамника и холста. Самую главную сложность для нас представляло устранение расслоений живописи. Необходимо было подобрать методику, которая совмещала в себе щадящее действие и эффективность при не дублировании основы. В настоящее время в таких случаях применяют различные дисперсии с синтетическими компонентами. Но нам не хотелось сразу в музейную вещь использовать синтетику. Существует еще методика, разработанная реставраторами ВХНРЦ им. Грабаря, по которой укрепление проводится на акрил - фисташковый лак. Но этот метод тоже не совсем нам подходил, т.к. живопись очень пастозная и толщина отслоений достаточно большая. Мы решили использовать комбинированный способ из нескольких традиционных методик.

На рабочий участок наносился раствор бычьей желчи с водой (2:1) с экспозицией в 5 минут. После чего участок обрабатывался пиненом. Затем по рисунку кракелюра и торцам приподнятых чешуек и расслоений наносилась лавандовая эссенция с экспозицией 5-10 минут.


После чего мы делали профилактическую заклейку микалентной бумагой на осетровый клей. Постепенно теплым компрессом мы добивались эластичности красочного слоя. Когда необходимый эффект был достигнут, можно было начинать укладку приподнятых краев кракелюра электрошпателем.

В расслоения же сначала подводилась лавандовая эссенция, а затем осетровый клей. После чего после чего участок притирался фторопластовым шпателем.

После полного высушивания микалентной бумаги, ставился груз через фланелевую ткань на 12 часов.
Данный способ дал положительный результат: красочный слой укреплен, края кракелюра уложены, достигнута целостность в структуре картины.
Далее планируется натяжка картины на авторский подрамник, удаление поверхностных загрязнений, покрытие лаком и возвращение в экспозицию музея.

@темы: дневник реставратора, академия